Вопрос-Ответ

Что будет за неоплату или просрочку оплаты коммунальных услуг?

С 01.01.2016 вступает в силу Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ, вносящий изменения в том числе в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, а также изменяется размер ставки рефинансирования Банка России.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (ст. 153ЖК РФ). Плата вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или жилищного кооператива (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

Законодательство предусматривает следующие последствия в случае неоплаты или просрочки оплаты потребителем коммунальных услуг.

 

1. Начисление пеней за невыполнение потребителем обязательств по договору об оказании коммунальных услуг

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ;п. 159 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Формула для расчета пеней следующая:

 

Пени = Сумма просроченной задолженности x Количество дней x 1/300 x Ставка рефинансирования,

 

где Сумма просроченной задолженности - сумма задолженности, которая не была уплачена;

Количество дней - количество дней просрочки уплаты задолженности. Считается со дня возникновения задолженности по день уплаты;

Ставка рефинансирования - ставка рефинансирования Банка России, которая действовала в период возникновения и погашения задолженности. Если в этот период было изменение ставки рефинансирования, то пени начисляют отдельно по каждому периоду, в котором действовали одна и другая ставки. Если ставка рефинансирования менялась три раза, то таких расчетов будет также три.

 

Справка. Ставка рефинансирования

Начиная с 14 сентября 2012 г. ставка рефинансирования Банка России составляет 8,25 процента годовых (Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У).

 

2. Ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги

Исполнитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги), в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги, вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю предупреждение о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня передачи предупреждения предоставление такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено (пп. "а" п. 117, пп. "а" п. 119Правил) либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения;

б) при непогашении потребителем задолженности в течение установленного в предупреждении срока исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя (пп. "б" п. 119 Правил);

в) при невозможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя (пп. "в" п. 119 Правил).

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности потребителем (п. 120 Правил).

 

Примечание. Договором о предоставлении коммунальных услуг может быть предусмотрен иной порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги в случае ее неполной оплаты потребителем.

 

3. Обращение исполнителя в суд с требованием о взыскании с потребителя задолженности по оплате коммунальных услуг

При отсутствии денежных средств у потребителя взыскание может быть обращено на его имущество, а также на заработную плату или иные доходы (гл. 8, 11 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

 

Обратите внимание!

Если размер долга превышает 10 000 руб., судебный пристав-исполнитель может вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ (п. 15 ч. 1 ст. 64, ст. 67 Закона N 229-ФЗ).

 

4. Обращение наймодателя в суд с исковым заявлением о выселении нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (ст. 90 ЖК РФ).

В случае удовлетворения иска в решении суда о выселении нанимателя и членов его семьи указывается конкретное другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемым нанимателю и членам его семьи. Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания, быть по размеру не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека, располагаться в том же населенном пункте и относиться к жилищному фонду социального использования (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14).

 

ч. 14 ст. 155 ЖК РФ

 

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

(часть 14.1 введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

Для тех, кто уезжает на новогодние праздники: как получить перерасчет за временное отсутствие

Потребители, которые отсутствуют дома  более 5 дней подряд, могут  воспользоваться перерасчетом за временное отсутствие.

Перерасчету, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, подлежат холодная и горячая вода, водоотведение и газ. Воспользоваться перерасчетом за временное отсутствие могут только те, чьи квартиры не оснащены ИПУ. Заявить о необходимости произвести перерасчет можно несколькими способами:

Способ 1. 

Потребитель в течение 30 дней после возвращения приходит в Единый информационный центр УК «ПИК-Комфорт», пишет заявление о произведении перерасчета за временное отсутствие и представляет  документ, подтверждающий его пребывания вне дома. Сотрудники Центра в течение 5 рабочих дней производят перерасчет пропорционально дням отсутствия потребителя.  

Способ 2.

О своем отсутствии можно заявить заранее. Для этого необходимо прийти в Единый информационный центр УК «ПИК-Комфорт» и написать соответствующее заявление. Специалисты на основании заявления сформируют квитанцию без учета  газа, воды и водоотведения. Перерасчет осуществляется за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев.

Однако по возвращению в срок до 30 дней в Единый информационный центр УК «ПИК-Комфорт» необходимо предъявить документы, подтверждающие отсутствие. Если этого не сделать, в следующем месяце придет квитанция по оплате жилищно-коммунальных услуг за заявленный период в полном объеме.

Способ 3. 

Потребитель может обратиться в управляющую организацию с требованием опломбировать запорную арматуру на время его отсутствия. По возвращению приглашается мастер с просьбой «открыть» доступ к коммунальным услугам.

В качестве документов, подтверждающих период временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда в РФ;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Какова ответственность управляющей компании за вред, причиненный в результате произведенного собственником помещения, расположенного в многоквартирном доме, переустройства и перепланировки?

Нормативные правовые акты:

 

1. Жилищный кодекс Российской Федерации

2. Гражданский кодекс Российской Федерации

3. Уголовный кодекс Российской Федерации;

4.Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях

 5. Постановление Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"  

6. Постановление Правительства Москвы от 22.06.2010 N 502-ПП "Об утверждении Регламента подготовки и выдачи Государственной жилищной инспекцией города Москвы в режиме "одного окна" решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений, связанных с передачей в пользование части общего имущества в многоквартирном доме"  

7. Распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству города МОСКВЫ от 17 июля 2008 г. N 133 " О подготовке и оформлении проектной документации на перепланировку и (или) переустройство помещений» 

8. Распоряжение Правительства Москвы от 8 апреля 2008 г. № 695-РП «Об усилении контроля за производством ремонтных работ в многоквартирных жилых домах» 

9. Постановление Правительства Москвы от 25.09.2007 N 831-ПП (ред. от 27.07.2010) "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 73-ПП"
(вместе с  -  "Нормативом города Москвы по эксплуатации жилищного фонда (ЖНМ-2005/01) "Регламент оформления и проведения переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы").

10. Постановление Правительства Москвы от 20.10.2009 N 1130-ПП "Об утверждении регламентов подготовки и выдачи запрашиваемых заявителями документов ГУ ИС районов, филиалом ГУ ГЦЖС и ГУП "Жилищник-1" и о внесении изменений в некоторые нормативные акты Правительства Москвы".

11. Постановление Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 73-ПП «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы» (в ред. постановлений Правительства Москвы от 15.11.2005 N 883-ПП, от 25.09.2007 N 831-ПП).

12. Постановление Правительства Москвы от 15.11.2005 N 883-ПП "О реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и правовых актов города Москвы, регулирующих переустройство, перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых помещений в жилых домах"

      (вместе с:  - "Перечнем мероприятий (работ) по переустройству и (или) перепланировке  жилых и   нежилых помещений в жилых домах и условия их проведения",  - "Нормативом "Регламент оформления и проведения переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы (ЖНМ-2005/01)»

13. Закон г. Москвы от 20 декабря 1995 г. N 26 "О контроле за соблюдением нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда" (с изменениями от 9 июля 1997 г., 26 июня 2002 г., 18 января 2006 г., 21 ноября 2007 г.)

14. Закон города Москвы от 3 июля 2002 г. N 38 "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы" (по расположенным в жилых домах объектам нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы).

            Переустройство жилого и нежилого помещения в жилом доме - установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения и техническую документацию (поэтажный план с экспликацией, выписка из технического паспорта на здание (строение), справка БТИ о состоянии здания/помещения) нежилого помещения.

Перепланировка жилого и нежилого помещения в жилом доме - изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения и техническую документацию нежилого помещения.

В соответствии со ст. 2, 13, 26-29 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлениями Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. № 73-ПП, № 831-ПП от 25.09.2007г. на Государственную жилищную инспекцию города Москвы (Мосжилинспекцию) возложены функции уполномоченного органа, осуществляющего:

- согласование в режиме "одного окна" переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах;

- разрешение переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, являющихся собственностью города Москвы;

- надзор за соблюдением установленных правил производства ремонтно-строительных работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах;

- организацию приемки завершенного переустройства и (или) перепланировки помещений в жилых домах с оформлением соответствующих актов;

- согласование ранее выполненных самовольно переустройств и (или) перепланировок жилых и нежилых помещений в жилых домах, если они не нарушают права и законные интересы граждан либо не создают угрозу их жизни и здоровью.

Функции управляющей компании в процессе организации работ по переустройству и перепланировке

Заявитель в течение 15 дней после получения решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений и производства ремонтно-строительных работ в жилых домах представляет в организацию, управляющую многоквартирным домом, журнал производства ремонтно-строительных работ (далее - Журнал).

Журнал является основным производственным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства ремонтно-строительных работ, выполняемых при переустройстве и (или) перепланировке жилого и нежилого помещения.

Организация, управляющая многоквартирным домом:

  • утверждает начало разрешенных работ и дату окончания работ.
  • регистрирует представленный заявителем Журнал;
  • устанавливает порядок и условия временного отключения инженерных коммуникаций и вывоза строительного мусора при производстве ремонтно-строительных работ на договорной основе с заявителем.
  • о факте начала производства ремонтно-строительных работ организация, управляющая многоквартирным домом, сообщает в Мосжилинспекцию, осуществляющую контроль за ходом работ.
  • устанавливает порядок доступа к отключающим инженерным устройствам,
  • ознакамливает собственников, нанимателей смежных помещений (расположенных по вертикали и горизонтали от переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения) о намечаемых мероприятиях по переустройству и (или) перепланировке жилого и нежилого помещения в жилом доме и составляет с учетом их желания акты технического состояния этих помещений в произвольной форме.
  • Завершение скрытых ремонтно-строительных работ оформляется актом, подписанным заказчиком, подрядчиком, представителем организации, управляющей многоквартирным домом, а для работ, проводимых по проектной документации, - с представителем авторского надзора.

После завершения работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и нежилого помещения в жилом доме оформляется акт о произведенном переустройстве и (или) перепланировке жилого/нежилого помещения в жилом доме комиссией в составе заявителя и представителей:

- Мосжилинспекции (председатель приемочной комиссии);

- территориального органа исполнительной власти (управы района);

- организации, управляющей многоквартирным домом;

- разработчика проекта (авторского надзора);

- исполнителя (производителя работ).

Таким образом, действующее законодательство ИСКЛЮЧИЛО из процедуры согласования, надзора и контроля за переустройством и перепланировкой в многоквартирных домах управляющие компании, лишив их действенных мер воздействия за исключением возможности сигнализировать в Мосжилинспекцию о нарушениях.

 

Ответственность

 за вред, причиненный третьим лицам в результате произведенного собственником помещения, расположенного в многоквартирном доме, переустройства и перепланировки

Под вредом понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего и (или) умалении нематериального блага (жизнь, здоровье человека и т.п.). Объем возмещения, по общему правилу ст.1064, должен быть полным. Возмещает ущерб, по общему правилу лицо, причинившее вред.

Административная ответственность

Согласно ст. 7.21.  КоАП РФ (Нарушение правил пользования жилыми помещениями)  порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Уголовная ответственность

Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

Статья 215.2. Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения

 1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения, если эти деяния совершены из корыстных или хулиганских побуждений, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

 2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Гражданско-правовая ответственность

Согласно статье 60 Градостроительного кодекса РФ  (Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства).

1. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, осуществляется лицом, выполнившим такие работы.

2. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по подготовке проектной документации, осуществляется лицом, выполнившим такие работы.

3. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, осуществляется лицом, выполнившим такие работы.

Во всех случаях субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда несет саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.

В соответствии со ст. 293 Гражданского кодекса РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Таким образом:

1. Действующее законодательство не предусматривает ответственность управляющей компании за вред, причиненный третьим лицам в результате произведенного собственником помещения, расположенного в многоквартирном доме, переустройства и перепланировки

2. Отсутствует возможность для управляющей компании, действующей в интересах собственников помещений многоквартирного дома, обратится с иском в суд к недобросовестному собственнику с целью понудить устранить допущенные нарушения при содержании жилого помещения.

На ком лежит ответственность за повреждение автомобилей от падающего снега с козырьков балконов жилых многоквартирных домов?

В соответствии со ст. 210 Гражданского Кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с пунктами 3 и 4 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями.

В соответствии с положениями ст. 162 Жилищного Кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.

Управляющая организация, обслуживает исключительно общедомовое имущество, принадлежащее собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, исчерпывающий перечень которого установлен положениями ст. 36 Жилищного Кодекса РФ и Постановлении Правительства от 13 августа 2006 г. № 491.

В соответствии с ними общим имуществом в многоквартирном доме являются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущиеконструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома,

обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Квартира принадлежит гражданину на праве частной собственности и не относится к общему имуществу в многоквартирном доме. Балкон является частью квартиры и не может быть отнесен к общему имуществу. Навес (перекрытие) над лоджией является её конструктивным элементом, не является крышей многоквартирного дома и не предназначен для обслуживания иных жилых помещения в данном доме.

Таким образом, навес (перекрытие) над балконом (лоджией квартиры) не относится к общему имуществу многоквартирного дома и является частной собственностью.

Вывод: плита балконная - общедомовое имущество. А все, что выше - имущество собственников.

Аналогичная позиция отражена в письме от 12 октября 2005 года № ЮТ-4272/03 Федерального Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

-  понятие общего имущества, определенные пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ балконы, лоджии, веранды и террасы, относящиеся к конкретному жилому помещению, не является общим имуществом собственников помещений в данном доме. При оказании услуг, связанных с их содержанием и текущем ремонтом, указанные площади должны учитываться отдельно и финансироваться за счет средств собственников жилых помещений. То есть расходы по содержанию и текущему ремонту балконов, лоджий, террас покрываются за счет конкретных граждан, пользующихся указанными площадями. Исключение составляют случаи, когда балконы, лоджии и террасы не являются частями квартир.

В приложение №1 (состав общего имущества) типового договора управления многоквартирным домом ООО «ПИК-Комфорт» балконы не включены, таким образом при подписании указанного приложения собственник помещения принимает на себя обязательства по их надлежащему содержанию и несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем, согласно п.5 ст.15 Жилищного кодекса РФ - общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Учитывая изложенное противоречие законодательства и анализ судебной практики, решения по аналогичным делам выносятся судом в пользу управляющих компаний на основании своевременного оформления и вручения управляющей организацией собственникам  уведомлений об очистке снега с козырьков балконов.

С какого момента возникает обязанность у приобретателя помещения по несению расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг?

Жилищный кодекс Российской Федерации до 18 июня 2011 года (Дата вступления в силу 123-ФЗ) возлагал исключительно на собственника жилого помещения обязанность по внесению платы  за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение (п.п. 5 п. 2 ст. 153 ЖК РФ). Ссылаясь на данную норму, граждане отказываются платить за жилое помещение, пока не получат свидетельство о регистрации права собственности.

При этом закон не устанавливает предельных сроков для обращения  в регистрирующий орган, а регистрация носит заявительный характер. В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права носит заявительный характер и производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи правообладателем необходимых документов. Следовательно, момент регистрации права собственности (ст. 219 Гражданского кодекса РФ) зависит от гражданина, если он сам занимается оформлением права собственности, либо от Застройщика, которому данное право было передано по договору. Зачастую Застройщик не может «открыть адрес» для оформления права собственности из-за возникающих разногласий, как правило, с органами власти, при подписании Акта реализации инвестиционного контракта.

Право собственности подразумевает, так называемую триаду прав – право пользования, право владения и право распоряжения (ст. 209 ГК РФ). Пункт 1 ст. 12 Закона о долевом строительстве (Федеральный закон от 30.12.2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации») гласит, что обязательства Застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

Законодатель аналогично разрешает вопрос в случае приобретения помещения в домах-новостройках по иным основаниям (договор соинвестирования, договор купли-продажи  и т.д.).

По смыслу положений ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на помещения в многоквартирном доме принадлежит Застройщику до момента передачи помещения приобретателю. После передачи помещения приобретатель получает право пользования и владения вновь созданным объектом, другими словами передача построенного объекта по акту приема-передачи является моментом возникновения у лица титулов владения и пользования вновь созданным объектом, а также обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Именно с этого момента приобретатель вправе обратится за государственной регистрацией права собственности на жилое помещение, чтобы получить еще право распоряжения им. В случае отсутствия Акта реализации инвестиционного контракта право собственности подтверждается приобретателем в судебном порядке.

Кроме этого, из ст. 153 ЖК РФ следовало, что обязанность оплачивать жилищно-коммунальные услуги возложена на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма, так и на иных законных основаниях. Приобретатель, получивший помещение по акту приема-передачи от Застройщика, пользуется им на законных основаниях и, следовательно, обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данное положение нашло свое подтверждение в Определении Конституционного суда РФ от 18 июля 2006 года № 373-О.

Неиспользование собственниками, нанимателями или иными лицами, в т.ч. приобретателями помещений, принадлежащих им на законном основании, не освобождает их от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Данное положение закреплено в п. 11 ст. 155 ЖК РФ и решениях судебных органов: Определение верховного Суда РФ от 24.04.2007 года №78-В06-64, постановление ФАС ЗСО от 29.05.2007г. №Ф04-3181/2007(34456-А75-11)).

Таким образом, расходы по содержанию, ремонту и коммунальному обслуживанию квартир, не переданных во владение от Застройщика приобретателям по акту приемки-передачи не могут быть возложены на приобретателя (Постановление ФАС ПО от 19.03.2008 года №  А65-24128/07 –СГ1-18, от 06.032008г. №А65-21436/05-СГ1-17). Такие расходы относятся на Застройщика.

В ряде случаев управление Роспотребнадзора привлекала к ответственности управляющие компании, которые заключали договора управления многоквартирным домом, подразумевавшие внесение платы, с приобретателями еще не зарегистрировавшими право собственности на помещения в доме, считая, что нарушаются права приобретателей и Закон РФ «О защите прав потребителей».

Арбитражный суд в данной ситуации принимает сторону управляющих организаций и отмечает, что в случае, когда квартира передана Застройщиком приобретателю (инвестору) по акту после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, отсутствие государственной регистрации не может свидетельствовать об отсутствии права собственности. Поэтому установление в договоре обязанности инвестора по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с даты передачи построенного объекта инвестору не противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» (Постановление ФАС УО от 31.03.2008 года №Ф09-2002/08-С1).

Однако данная юридическая конструкция будет работать только в том случае, когда после подписания Акта приема-передачи помещения между продавцом и приобретателем, приобретатель имеет возможность зайти в приобретенное помещение и  полноценно им пользоваться. Если такой возможности у него не будет, либо из-за отсутствия каких-либо существенных коммунальных услуг он не сможет им полноценно пользоваться, схема заключения договора управления при подписании Акта приема-передачи между продавцом и приобретателем работать не будет, а наши претензии к приобретателю по оплате жилищно-коммунальных услуг могут быть оспорены.

18 июня 2011 года вступили в силу изменения в статью 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, четко определившие, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

Тем самым законодателем положен конец спорам и каким-либо неоднозначным толкованиям вопроса внесения платы за жилое помещение в домах-новостройках.

Содержание общего имущества включает в себя:

 image large

На основании п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг и подтверждается Письмом
Минрегиона РФ от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07. Минрегион  под освещением помещений общего пользования  понимается оказание жилищной услуги, а именно:
а) содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников,то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования (пп. «з» п. 11 Правил содержания общего имущества[1]);

б) обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг).